Rambler's Top100

1/2008

АКТУАЛЬНО

"Завтра в космос полетят и православие понесут"

У современных миссионеров есть заряд оптимизма

Юлия Зайцева

Что такое православная миссия в XXI веке? Как она соотносится с современными общественными проблемами? Как действовать сегодняшним молодым миссионерам в среде своих сверстников? Вот некоторые мнения, прозвучавшие недавно в Москве на конференции "Формы и методы миссионерской работы с молодёжью", организованной православным молодёжным объединением "Воскресение" при храме святителя Николая в Заяицком.


Активные православные миссионеры находятся сегодня в зоне некоего культурологического и даже духовного риска, связанного с необходимостью поиска новых миссионерских путей, считает зам. руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи, руководитель школы молодёжного служения о. Пётр (Мещеринов).

По его мнению, формы миссии не могут быть "столь же неизменными, как церковные каноны", так как именно в сфере миссионерской деятельности люди Церкви "наиболее тесно соприкасаются с особенностями "текущего момента" истории". Истины Евангелия и традиции Церкви должны быть восприняты "не абстрактными жителями некоей идеальной "Святой Руси", а нашими реальными соотечественниками". Современному миссионеру необходимо трезво отдавать себе отчёт: Россия, пережив в ХХ веке "величайшую катастрофу" – не только нравственную, социальную, культурную, демографическую, но, в первую очередь, духовную, – сейчас оказалась во власти новой "могущественной религии" – "религии денег". И сегодня, подчёркивает священник, евангельское слово обращено именно "к добровольным и сознательным адептам религии денег, гедонизма и гламура".

"Есть ли в современной церковной жизни ресурсы – прежде всего внутренние, духовные, – для осуществления полноценной миссии и катехизации в таких условиях?" – заостряет вопрос о. Пётр. Его ответ пока неутешителен: "Скорее нет", так как "нынешний общественный менталитет всею силою наличествует и в церковной жизни и является главным фактором, который препятствует развитию миссионерского ресурса Церкви".

О. Пётр считает важным рассмотреть известное положение о "неотделимости Церкви от общества" с экклезиологической точки зрения. Некогда исторически обусловленное отождествление Церкви со своим народом сегодня становится "экклезиологически опасным", если оно оказывается "вне контекста служения именно Христу", если Церковь "перестаёт быть деятельным нравственным ориентиром и фактически оправдывает существующее состояние народа". Это закономерно приводит к потере Церковью "сознания вселенскости, универсализма во Христе, а также к угасанию миссионерского горения". Церковь не может "служить народу", но призвана "служить Христу в своём народе". Руководствуясь примером пророков и апостолов, "вовсе не хваливших свой народ, но нещадно обличавших его", напоминает о. Пётр, Церковь "обязана со смелостью давать евангельскую оценку" народу, отступающему от веры и попирающему нравственность.

При этом, предупреждает о. Пётр, не нужно "ни увлекаться словесными обличениями, ни ссориться с властями, ни отказываться от того сотрудничества с ними, какое есть, ни уходить в пещеры". Церковь имеет право "обличать" свой народ только в том случае, если "у нас внутри всё в порядке, если наша церковная жизнь – образец и пример для людей". "Вот с этого и надо начинать: внутри Церкви, нисколько не разрушая её традиций, устраивать жизнь, строящуюся не по мирским, но по церковным началам. Для этого прежде всего нужно противостоять религии денег в наших сердцах и умах; противостоять стадности, мифологическому сознанию, лжи, аберрации нравственности... Всё это требует исключительно личных усилий, поэтому и возможно для каждого. Личные же усилия этого рода, с Божией помощью, рано или поздно наберут критическую массу и повлияют на общее состояние церковной среды", надеется о. Пётр.

Он полагает, что стремление "вернуть наше экклезиологическое сознание к своей вселенской, неотмирной норме" даст новый импульс миссионерству, позволит начать системную миссию и катехизацию, которые должны "открывать людям православие не как всего лишь былое и нуждающееся в реанимации наследие народной жизни и не как перемещение в виртуальное прошлое. Подлинное православное христианство – это то, что реально, именно сегодня, даёт благодатную силу жизни людям, величайшая драгоценность на земле, вселенская неотмирная истина, путь к бессмертию и счастью во Христе, к единственно достойному человека существованию".

Донести до людей не знание о Боге, а Бога – такой девиз предлагает миссионерам сотрудник Миссионерского отдела Русской Православной Церкви игумен Евмений (Перистый).

Их задача – "пробуждение интереса и доверия" отличается от задач катехизации, которые состоят в "научении в вере". Не нужно стремиться "сразу сделать человека православным на уровне поведения" – следует "сфокусироваться на личности Христа", подчёркивает о. Евмений. Его конкретные рекомендации основаны на опыте командного миссионерства (по благословению главы Синодального миссионерского отдела архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова) подготовлены три "взрослые" и две молодёжные команды, работающие в разных аудиториях на основе программы "Путь"). Именно командное миссионерство, когда "мы выходим командой навстречу людям, а не их зовём сразу в церковь" и каждый член команды готов поделиться личным свидетельством о том, как изменилась его жизнь после встречи со Христом, – такое миссионерство наиболее эффективно в современных условиях, считает игумен Евмений.

Программа подготовки команды миссионеров включает в себя и ораторское мастерство, и обучение навыкам общения с людьми в диалоге. Акцент делается на бережном отношении к человеку, на уважении к его "инакомыслию", на его "праве на несогласие".

Председатель комиссии по духовно-нравственному просвещению и миссионерской работе Всероссийского православного молодёжного движения диакон Михаил Першин полагает, что "дефицит общения" между церковными и нецерковными людьми, отсутствие пространства для этого общения – одно из главных препятствий для современной миссии.

Чтобы преодолеть его, священнослужителям и активным мирянам нужно выходить за пределы церковной ограды, используя "креативные методы": проявлять заботу о беременных, о роженицах в больницах, работать с подростками, используя миссионерское наследие русской эмиграции и успешный опыт начала ХХ века, в частности, скаутское движение. О. Михаил в течение многих лет организует скаутские православные лагеря и не согласен с теми, кто считает невозможным заимствование некоторых западных форм в православной работе с детьми. "Заниматься скаутами сейчас – это патриотично и по-русски", – убеждён священнослужитель.

Важная аудитория для миссионеров – молодые семьи. Настало время создания приходских семейных клубов, духовной поддержки молодых семей, разъяснения укоренившихся в православном обиходе ошибочных стереотипов, касающихся супружеских отношений, и т.д. Необходимы открытые внутрицерковные дискуссии о миссионерских стратегиях и формах работы, считает о. Михаил.


Какой быть православной миссии – "учёной" или "простой"? Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев посвятил одну из глав своей книги "Неамериканский миссионер" разоблачению мифа о якобы изначальной "простоте православия".

Современная реанимация ереси гносеомахии, состоящей, по определению о. Андрея, "в войне против познавательных усилий человека", "воспевание невежества как нормы ортодоксии" неуместны и вредны в наше кризисное время. "Простота хороша в бескризисную эпоху", однако сейчас впору, перефразируя известное изречение преп. Амвросия Оптинского, сказать так: "Где просто, там ересей со сто". Призыв о. Андрея к образованной молодёжи: приходя в храм, "воцерковлять всё, включая свой интеллект, свою образованность", использовать свои способности для успешной миссии. "Входя в храм, принято снимать шляпу, а не голову" – афористичный посыл о. Андрея.

У клирика храма Сошествия Св. Духа игумена Сергия (Рыбко) – неиссякаемый заряд миссионерского оптимизма.

Он убеждён, что православное мировоззрение непременно будет "главенствующим" в России через 20–30 лет, что к концу нашего века не устоят перед православной проповедью Китай, Африка и другие страны и континенты, а в следующем столетии православные миссионеры отправятся на другие планеты и за пределы Солнечной системы. "Я в это глубоко верю, я не шучу", – подчёркивает о. Сергий.

Основание для его надежд – не только пророчества, но и очевидная, по его словам, востребованность православия в молодёжной среде. Его собственный опыт миссионерской работы с рокерами, создание в Бибиреве церковного центра св. прав. Ксении Петербуржской, в котором занимаются около ста рок-групп, участие с проповедью в рок-концертах – всё это убеждает священника в том, что "молодые люди в косухах и с "ирокезами" завтра в космос полетят и православие понесут".

Отвечая своим заочным оппонентам, о. Сергий признаётся: "Я сам лет 15 назад думал, что рок-музыка – это сатанизм и надо только затвориться и ждать смерти. Теперь я многое понял". "Неизменность в догматике, но мобильность и креативность в методах проповеди" – так формулирует о. Сергий свой миссионерский девиз. †

Юлия Зайцева,
корреспондент агентства "Благовест-инфо"

 о нас
 гостевая
 архив журналов
 архив материалов
 обсуждение
 авторы

 Публикация

обсудить в форуме [реплик: 1]

распечатать

авторы:

Юлия Зайцева


 Память

Александр Юликов
Тесный круг

22 января о. Александру Меню исполнилось бы 73 года. Дух его был бодр, ясен, молод, и потому трудно представить его себе постаревшим. Разве что седины прибавилось бы. А вот каким он был в молодости, помнят теперь, наверное, немногие. О своих первых встречах с пастырем рассказывает художник, оформивший большинство книг о. Александра. 

 Свидетельство

Дмитрий Гаричев
Осколок

"Николо-Берлюковская пустынь (село Авдотьино Ногинского района Подмосковья) два года назад отметила 400-летие. Испытав за века взлёты и упадок, пустынь была прославлена многими чудотворениями от обретённого образа "Лобзание Иисуса Христа Иудою". Главным событием юбилейного года в Берлюках стало водружение креста на колокольне возрождающейся обители..." 

   о нас   контакты   стать попечителем   подписка на журнал
RELIGARE.RU
портал "РЕЛИГИЯ и СМИ" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100