Rambler's Top100

1/2008

ВЕРА И ОБЩЕСТВО

Благовествовать всякому племени

Владимир Попов

На кого обычно указывают взрослые, когда хотят приструнить шаловливых детей за непослушание? На память отцам и матерям семейств в таких случаях, как правило, приходят дядя милиционер и цыгане. А в школьном курсе ОБЖ ("Основы безопасности жизнедеятельности") чёрным по белому расписана инструкция: "Дети! Опасайтесь бомжей и цыган!" Озабоченность воспитателей вполне понятна. Цыгане – род самобытный, в чём-то непредсказуемый. Это только на первый взгляд кажется, что все они на одно лицо. А между тем среди этого народа великое множество племён, каст и верований.


На окраине Курска недавно образовалось новое цыганское "племя" – евангельская церковь "Слово Божие". Расположена она прямо в центре большого цыганского посёлка. Собственно, убежищем от холода и дождя служит неказистый тесный домишко. Уверовавший цыганский народ чаще всего собирается на воскресное богослужение во дворе, под открытым небом. Не столь велик и двор, заполненный необходимым бытовым скарбом. Тут и кухня на костре, и столовая, и разбросанные там и сям многочисленные спальни. Палатки-спальни наспех сооружены из тонких одеял около гнилого деревянного забора. Даже в холодное время года палатки то и дело взрываются от звонкого смеха и из-под покрывал босиком высыпают во двор смешливые черноголовые ребятишки. Как тут не вспомнить пушкинские строки:

Встречал я посреди степей
Над рубежами древних станов
Телеги мирные цыганов,
Смиренной вольницы детей.

Взрослые, молодёжь и подростки перед началом богослужения чинно рассаживаются на скамейках, стульчиках и брёвнышках. Все внимательно слушают короткие свидетельства и проповеди. Изюминка собрания – молодёжный музыкальный ансамбль, типично цыганский по стилю. Раджа, одарённый юный руководитель ансамбля, тщательно готовится к богослужениям, несколько раз в неделю устраивает репетиции. На них обычно пол-улицы слушателей присутствует. Слаженные, темпераментные песнопения в сопровождении гитар придают воскресным богослужениям праздничный, торжественный, вдохновляющий характер.

Начало цыганской церкви в Курске положили миссионеры с Украины. Их посылала на курскую землю церковь евангельских христиан-баптистов "Источник Жизни" из Волчанска Харьковской области. В этой церкви оказалось много уверовавших цыган. Миссионерскую группу благовестия и прославления возглавлял Андрей Бескоровайный. Группа многократно исколесила Костромскую, Белгородскую и Курскую области. Игорь Струков, ответственный за миссионерское служение по Курской области, предложил Андрею поступить в местный Библейский колледж. Так Андрей Бескоровайный стал студентом, а со временем – руководителем курской цыганской церкви.

Путь к Богу у Андрея был непрост. Слух о том, что один из родственников принял некую веру, не на шутку растревожил цыганскую душу Андрея. Он помчался к нему в другой город и стал ругать родственника за отказ от алкоголя, за переход в непонятную веру. Родственник на ругательство не отвечал ругательством, а терпеливо доказывал Андрею бессмысленность жизни без веры в Живого Бога. Андрей противился, всячески отвергал его доводы. А тут сынишка Коля неожиданно получил травму глаза. Недавно уверовавшая двоюродная сестра Андрея стала призывать родителей Коли усердно молиться за исцеление мальчика. Андрей впервые взял в руки Новый Завет. Правда, читал его тогда, лёжа на диване и попыхивая сигаретой...

Вскоре на очередном осмотре в клинике врачи обнаружили, что зрение мальчика восстановилось полностью. Узнав об этом, Андрей испытал шок; мысли о существовании Бога уже не были мимолётными. Интерес к христианским собраниям усиливался. По соседству, к тому же, жили верующие, украинцы. Он слышал, как они пели. Вначале подшучивал над ними, называл их песни комсомольскими... Но мысли о Боге не оставляли его. Дал себе зарок – не пить. Душа тяжело томилась, и однажды, в кругу родных и знакомых верующих, он обратился к Богу с покаянием.

Однако вредные привычки не исчезли сразу. Он курил, бросал, снова начинал курить. После усиленных молитв пришло наконец избавление и от этого порока. Его племянник Николай Бурлацкий к тому времени организовал евангельский цыганский центр в местечке Мерефа под Харьковом. Центр этот стал для Андрея первой духовной школой, местом утверждения во Христе и возрастания в вере.

Во время переезда в Курск в семье Андрея не было членов церкви. Из-за этого не раз вспыхивали конфликты, но вскоре и жена и дети последовали отцовскому примеру. И не просто пришли к Богу, но стали Андрею надёжными помощниками в служении.

Небольшая квартира, снятая с помощью руководства колледжа, служит местом встреч участников домашней группы по изучению Библии. Андрей с женой Лорой приглашают на эти общения людей ищущих. В промежутках между чтением Библии много песен и музыки. Незаменимым помощником Андрея в этом служении стал сын Коля. Он быстро освоил игру на гитаре, влился в церковный ансамбль. Певцы и музыканты не застаиваются на одном месте. Несколько раз в год они путешествуют по Курской области, свидетельствуя о Боге в тех местах, где ещё нет церковных общин.

Из-за кочевой жизни дети цыган редко посещают школы. Некоторые не умеют читать и писать. А вот у тех, кто уверовал, появляется тяга к грамоте. Преподаватель-филолог из Центральной курской баптистской церкви Елена Бекетова организовала в цыганской общине ликбез. Молодёжь и дети из цыганских семей с удовольствием посещают её уроки русского языка. В пастырской и организационной работе Андрею помогает однокурсник по колледжу Алексей Силкин. Алексей ходил к цыганам на учебную практику и постепенно пришёл к мысли, что здесь его призвание и место служения. Он даже в каникулы не поехал на родную Тамбовщину, а решил с семьёй всё лето трудиться в цыганской общине.

На воскресных богослужениях у цыган всегда много гостей из дальних и ближних русских церквей. Радушия, гостеприимства у новообращённых цыган хватает на всех. С утра посреди двора греется большой самовар, после собрания тут же накрывают столы и усаживают гостей чаёвничать. Застольные беседы текут без всякого регламента. Часто случается, соседи-цыгане заглядывают через забор и довольно громко толкуют: "Где это видано, чтобы цыгане так с русскими братались?!"

Повседневная жизнь верующих цыган – отнюдь не радужная идиллия. В ней много проблем и трудностей. Одна из них – как добывать хлеб насущный, где искать средства для пропитания большой семьи? Нелегко найти работу. Все работодатели цыган боятся, не хотят иметь с ними дело. Главной кормилицей цыганской семьи остаётся старая лошадка с большой телегой. В том дворе, чуть вглубь от места, где проходят общественные богослужения, возвышается гора ржавого металлолома. Это единственный семейный капитал, который удалось собрать по придорожным канавам и свалкам и свезти с помощью трудолюбивой и выносливой лошадки. Не чурается испытанная лошадка и труда на духовной ниве. Безропотно везёт благовестников в разные места по бездорожью. Скоро на лошадку будет возложена весьма почётная и ответственная миссия – везти к отдалённому месту группу новообращённых цыган.

Цыганская церковь в Курске прирастает новыми членами и строит большие планы на будущее. Во-первых, старается изыскать возможности для приобретения собственного молитвенного дома. У музыкально одарённой молодёжи есть нужда в получении профессионального образования. Цыгане хотели бы продолжать учиться грамоте, осваивать разные специальности. У новообращённых – миссионерский запал: они не хотят оставить без внимания ни один табор на территории Курской области, горят желанием посетить все без исключения. Да и в самом Курске есть знаменитый густонаселённый Цыганский Бугор. Словом, огромное поле деятельности для миссионеров.

– Цыгане – народ-изгой. К ним особый подход нужен, – говорит Андрей Бескоровайный на миссионерской конференции. – Большинство из этих людей озлоблены на жизнь, порабощены грехом воровства, гадания, обмана. И как мало тех, кто отваживается идти к этому народу с проповедью Евангелия! Да, работать с ними, просвещать их очень трудно. Как и другие народы, цыгане нуждаются в Иисусе Христе, подспудно ищут живой веры. Кто понесёт им слово спасения? Кто возвестит им о том, что Бог любит все народы, и цыган в том числе?

Классическое миссионерство, как известно, включает в себя три сферы деятельности: проповедь, образование и медицину. И то, и другое, и третье необходимо цыганам и, без сомнения, принесло бы добрые плоды. И, естественно, лучшие миссионеры для цыган – это сами цыгане, уверовавшие от сердца, исполненные Духа Святого, движимые Божьей благодатью. "Цыган покаялся – значит, скоро Бог придёт" – эта цыганская пословица не лишена мудрости и практического смысла. Вера, зажжённая в сердце одного, воспламенит и сердце другого. И тогда окончательно канет в прошлое привычка пугать детей страшными и коварными цыганами. †

 о нас
 гостевая
 архив журналов
 архив материалов
 обсуждение
 авторы

 Публикация

обсудить в форуме

распечатать

авторы:

Владимир Попов


 Память

Александр Юликов
Тесный круг

22 января о. Александру Меню исполнилось бы 73 года. Дух его был бодр, ясен, молод, и потому трудно представить его себе постаревшим. Разве что седины прибавилось бы. А вот каким он был в молодости, помнят теперь, наверное, немногие. О своих первых встречах с пастырем рассказывает художник, оформивший большинство книг о. Александра. 

 Свидетельство

Дмитрий Гаричев
Осколок

"Николо-Берлюковская пустынь (село Авдотьино Ногинского района Подмосковья) два года назад отметила 400-летие. Испытав за века взлёты и упадок, пустынь была прославлена многими чудотворениями от обретённого образа "Лобзание Иисуса Христа Иудою". Главным событием юбилейного года в Берлюках стало водружение креста на колокольне возрождающейся обители..." 

   о нас   контакты   стать попечителем   подписка на журнал
RELIGARE.RU
портал "РЕЛИГИЯ и СМИ" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100