Rambler's Top100

11/2006

СОБЫТИЕ

МИТИНГ по-христиански

Заметки с европейского форума

Юлия Зайцева

Митинг дружбы народов – крупнейший в Европе (а возможно, и в мире) христианский форум. Он проводится уже 27 лет подряд, что само по себе внушает уважение: среди общественных и тем более христианских инициатив не много таких долгожителей.

Meeting: встреча друзей

В 1980 г. группа единомышленников – духовных детей известного католического священника и богослова Луиджи Джуссани (1922–2005), основателя молодёжного христианского движения "Communione e Liberazione", сокращённо "CeL" ("Сопричастность и освобождение"), решила устроить meeting – небольшую встречу друзей, чтобы "рассказать всем о красоте, которую посчастливилось встретить в жизни". О. Джуссани предложил с самого начала сделать акцент на христианском осмыслении повседневной жизни, "говорить о Христе языком музыки, театра, изобразительного искусства". Основатели Митинга были настроены на "открытость всему миру" и пытались передать эту открытость другим, из чего и родился девиз: "За дружбу между народами".

Встречи-концерты переросли в международный христианский форум. И теперь из года в год Митинг проводится в крупнейшем выставочном комплексе итальянского Римини. За неделю – более сотни встреч, десятки выставок, спектаклей. И десятки тысяч участников и гостей: религиозные и политические лидеры, миссионеры, писатели, философы, деятели культуры. В разные годы в Римини побывали Папа Иоанн Павел II, мать Тереза Калькуттская, кардинал Йозеф Ратцингер – нынешний Папа Бенедикт XVI, Ханс Урс фон Бальтазар, Далай-лама, Оливье Клеман, Ирина Иловайская-Альберти, Андрей Тарковский, Лех Валенса... В этом году Митинг ожидал в гости бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони и сенатора Рокко Бутильоне.

Ещё одна особенность Митинга: каждый раз для его подготовки в Римини съезжается более 3 тыс. волонтёров из разных стран – тратя на это отпуск или студенческие каникулы и собственные средства на проезд, проживание, питание. И трудятся бескорыстно, без какой бы то ни было оплаты. В конце августа я лечу в Римини вместе с несколькими такими добровольцами, расспрашиваю их. "Увидишь и всё поймёшь", – ускользают они от ответа.

Перед самым отлётом получаю "эпиграф" к своей командировке – в одной из газет спотыкаюсь о слова: "Современная Европа мертва. Христианство на Западе, мутировавшее в нечто крайне далёкое от своих духовных корней и теперь уже прямо противоположное, выродилось и остыло". Тем интереснее отправиться на разведку в эту "духовную пустыню" – вдруг там есть христианские оазисы?

Чувства и разум

Гигантский комплекс выставочного центра "Riminifiera", состоящий из восьми раскинувшихся на окраине города огромных ангаров, в каждый из которых поместился бы не один самолёт. Трудно представить себе, что в секулярной Европе, непоправимо теряющей интерес к религии, можно занять такие площади чем-то "христианским"!

Каждый год для Митинга выбирается одна ведущая тема. Нынешний, 27-й форум ставит во главу угла роль разума. Тема взята из беседы о. Джуссани и сформулирована, на мой взгляд, довольно сложно: "Разум – это потребность в бесконечном, он находит своё наивысшее выражение во вздохе и в предчувствии того, что это бесконечное проявит себя". Эта фраза, кажется, менее всего годится для рекламных щитов, для воспроизведения на программках и футболках, однако организаторы считают иначе. Христианскому измерению разума на этом форуме посвящаются выставки, книжные презентации и беседы-проповеди.

Рано утром выставочный комплекс быстро наполняется молодёжью в разноцветных футболках с эмблемой Митинга – это те самые волонтёры из разных стран; их очень много, они расходятся по своим рабочим местам: кто к информационному стенду, кто мыть посуду в столовой, кто раздаёт программу, кто хватается за пылесос или пристраивает мусорные мешки. Ради этого стоит ездить в Римини, да ещё несколько лет подряд?..

День открытия – воскресенье. Очень много народу, приезжают на машинах и на специальном автобусе, который ходит от выставочного комплекса в центр города. Автобусы уже на посадке переполняются молодёжью, так что желающие влиться по дороге не могут этого сделать. Автобус подозрительно кренится... Ребята в предчувствии праздника, весёлые, шумные, многие поют хором что-то мелодичное, не попсовое, причём очень слаженно. Никто никого не одёргивает, не делает замечаний. Взрослые лишь улыбаются.

Настоящая дружба народов

Торжественная Месса в самой большой аудитории, на несколько тысяч человек. Зачитывают приветствие Папы Бенедикта XVI, оно посвящено главной теме форума – соотношению духа и разума, "самым сокровенным отношениям человека со Всевышним". "Человек всегда ограничен конечностью времени и сил – и в то же время постоянно испытывает потребность в вечном. Митинг предлагает поразмышлять над тем, как Христос в Своём воплощении снимает это противоречие, утоляет эту жажду..."

Епископ Римини Мариано де Николо и ещё четыре священника в сопровождении чудесного молодёжного хора служат Литургию. В числе сослужащих вижу о. Романо Скальфи – хорошо известного в России священника, основателя центра "Russia Cristiana" ("Христианская Россия"). Епископ читает проповедь, посвящённую "теологическому ядру" Митинга: "Человеческий разум не может претендовать на автономность, он развивается в стремлении к бесконечности Бога..." Епископ предостерегает от фарисейского чувства превосходства разума, которое ограничивает наше познание. "Если мы приняли Христа, мы можем вести диалог со всеми", – заключает он.

В Римини диалог в широком смысле этого слова – диалог эпох, культур, конфессий, взаимодействие светского и религиозного начал. Темы выставок, встреч и книжных презентаций самые разные: разум и духовность, границы познания, благотворительность, святые древних веков и нашего времени, личность Папы Иоанна Павла II, современное искусство. Ряд встреч посвящён роли ислама в западной культуре, понятию разума в исламе.

На Литургии молящиеся поют вместе с хором, а когда наступает время молитвы верных, к микрофону подходят несколько юношей и девушек, и молитва звучит на пяти языках: итальянском, испанском, литовском, английском и казахском. Вот она, настоящая дружба народов – единение в молитве. Что может связать крепче?

Так мёртвое или живое?

Удивительно, в понедельник людей на Митинге ещё больше! Изумила лекция-проповедь вовсе не священника, а университетского преподавателя медицины Джанкарло Чезаны – он один из друзей и духовных детей Джусcани, отцов-основателей Митинга. Аудитория более чем на
5 тыс. человек забита до отказа, занято свободное пространство на полу, на ступеньках балкона. Между примостившимися на полу ползают младенцы... К счастью, в выставочном центре есть другие залы и амфитеатр, куда выводится трансляция. Чезана говорит о соотношении веры и разума, о доверии Богу, о деятельной христианской любви – и это пришли услышать и обсудить тысячи людей. Это ли "мёртвая Европа"?

Бессменный директор Митинга Сандро Риччи говорил мне:

– В менталитете современного западного человека разум и тайна противопоставлены. Считается, что это взаимоисключающие вещи. Отец Луиджи Джуссани всегда настаивал на том, что ценность разума проявляется в присутствии тайны, потому что человек всегда ищет чего-то за пределами материального, очевидного; возможности собственного разума человека не удовлетворяют. Но чтобы заметить присутствие чего-то бесконечного, надо очень сильно любить что-то конечное, что-то конкретное. Наш поэт Леопарди, видя прекрасную женщину, говорил: "Если она столь прекрасна, значит, есть ещё большая красота, значит, вечность существует". Вот мы и говорим на нашем Митинге о том, что неверно противопоставлять разум и тайну. Разум существует и может действовать только потому, что есть священное, есть Тайна. И эта Тайна проявила Себя в воплощении Иисуса Христа...

Александр Мень: личность и лик

Такой же живой интерес вызывают выставки, среди которых две русские – посвящённые Стравинскому и о. Александру Меню. Эту последнюю организаторы – центр "Христианская Россия" (Италия) и Фонд Александра Меня (Москва) назвали так: ""Закон" живого человека. Свидетельство из СССР". Павел Мень взволнованно рассказывал тысячам слушателей об этой странной России, правители которой вознамерились уничтожить религию и чуть было не преуспели в этом, если бы не Божье чудо – христианские подвижники, которые хранили и передавали евангельское слово. "Как же получилось, что, невзирая на гонения, появился священник, который помог тысячам людей встретить Христа в своей жизни; что, невзирая на отсутствие типографий и каких-либо возможностей для легального книгоиздания, он создал 15 книг о Христе, о религии и Церкви?" – ответ на эти вопросы Павел Мень предложил искать в духовной биографии о. Александра. Священник понимал, что, если в тотально атеистической стране есть мыслящие люди, стремящиеся найти ответы на самые существенные вопросы, к ним надо обращаться с проповедью, основанной на глубоких знаниях. Сочетание разносторонней образованности и открытости миру с твёрдой христианской верой позволило о. Александру "реализовать все свои дарования в служении Богу и людям", считает его брат.

Джованна Паравиччини, одна из инициаторов выставки, напомнила, что о. Александр, не будучи лично знаком с падре Джуссани, высоко оценил его книгу "Религиозное чувство" и написал к ней предисловие, – так родилась заочная дружба этих людей. Для поддержания этой связи, для издания книг о. Александра на Западе много усилий приложил о. Романо Скальфи, который также выступал на открытии экспозиции. Для него о. Александр дорог как свидетель "светящегося лика Христа". "Он был самой подходящей фигурой для миссии в современной России; если бы он не был убит, если бы он мог хотя бы раз в неделю обращаться к людям в России по телевидению, – эта страна была бы намного лучше", – считает священник. Он убеждён: дело, которому о. Александр Мень отдал столько сил – распространение малых общин, – "лучший способ христианизации России".

На открытии выставки присутствовала дочь о. Александра Елена, давно живущая в Италии. Здесь можно было увидеть её работы – иллюстрации к книге о. Александра об Апокалипсисе. В них сочетаются мотивы иконописи и символические формы абстрактной живописи. По словам Елены Мень, о. Александр очень любил Италию, с радостью встречался с итальянскими христианами, а незадолго до своей гибели в сентябре 1990 г. посетил Бергамо, Бари. В Италии о нём помнят и хотят узнать больше. Экспозиция выставки к этому располагала.

"О. Александр являет положительный опыт полноты христианской жизни, – говорила сотрудник "Russia Cristiana", редактор журнала "Новая Европа" Марта Карлетти-Дель Аста. – Для него стержнем является Христос, а не христианская этика или традиции, хотя и они, конечно, очень важны. Вероятно, в этом секрет успеха выставки, особенно у молодёжи: она чувствует, что здесь – жизнь. Не клерикальность, а человек, живущий глубокой верой в самой сердцевине мира".

Интерес итальянцев разных поколений к личности и служению о. Александра очевиден: они вдумчиво слушают, аплодируют организаторам выставки, благодарят экскурсоводов. И снова сомневаешься в тотальной секуляризации Европы. Но, может быть, Митинг – это такой одинокий христианский островок? Никто из тех, с кем мне довелось побеседовать, не отрицал тревожащего факта – забвения сакрального в современном мире, однако разговор каждый раз возвращал к вдохновляющему опыту Митинга.

Чем удивить молодёжь

О. Романо Скальфи, соратник о. Джуссани:

– Конечно, секуляризация распространяется. Но надо не просто говорить об этом, а создавать новую атмосферу, создавать новый церковный народ. Только так можно противостоять секуляризации. Вот такой новый народ мы видим на Митинге в Италии, и каждый год людей всё больше – это свидетельство возрождения веры. То же происходит и в других странах, где есть подобные движения. Митинг в Италии – не мероприятие, не организация. Это люди, воспитанные в вере, в соборности; в православии это очень важное понятие. Без этого любая организация давно бы уже иссякла.

– Но что привлекает молодёжь? Её-то, кажется, уже ничем не удивишь.

Отвечая на этот вопрос, о. Романо говорит не об "осовременивании" богослужения и не о том, чтобы потрафить вкусам молодёжи. Его объяснение – богословское, но предельно простое и конкретное:

– Думаю, привлекательность нашего движения в том, как мы представляем Иисуса Христа. Основой всего должен быть Он. И это видно здесь. Вокруг отца Джуссани было много молодых людей – не церковных, не практикующих, но, когда он говорил о Христе, они его слушали с большим интересом. По примеру апостолов, он не рассуждал о рае или ещё о чём-то, а проповедовал именно Иисуса как центр жизни. Джусcани говорил: "Вы можете не верить мне на слово, но попробуйте сами жить по Евангелию – и по опыту своей жизни вы поймёте, что Христос – основа вашего счастья".

– Я часто здесь слышу: посмотрите, как радостно быть христианами... В России многие воспринимают западное христианство как какое-то "облегчённое", "популярное", а христианские общины – как клубы для релаксации и совместных чаепитий. Как, по-вашему, есть основания для подобных оценок?

– Может, где-то это и есть. Но среди католических движений есть очень строгие. Вот, например, "Меморис Домини" – вроде монахов в миру, они жизнь посвящают Иисусу: живут вместе, дают обеты безбрачия, послушания, бедности, но при этом работают в миру, несут миссию. Аскетическая жизнь в западном христианстве продолжается. В Италии почти 500 созерцательных монастырей – каждый день там встают около трёх часов ночи, молятся по восемь часов... Множатся разнообразные христианские движения. Пример для нас – общины первых христиан. Конечно, мы говорим о радости, о счастье. Если вы всю жизнь отдаёте Христу, то по своему опыту узнаёте, что Он и есть основа вашего счастья.

Чему учит Джуссани

Каждый год во время Митинга настоятель церкви Сан Джузеппе в Римини о. Марио и его прихожане приглашают в гости волонтёров из разных стран. О. Марио – тоже друг о. Джуссани и ветеран движения.

– Митинг даёт нам возможность проживать свою веру в атмосфере радости и совместного творчества. Это и вызывает такой интерес и зрелых людей, и молодёжи. Джуcсани ещё в 60-х годах заразил нас идеей воспитания свободы и ответственности в вере.

На вечере за одним столом, в неформальной обстановке встретились члены движения "Communionе e Liberazione" почти со всех континентов: общались, пели национальные песни, пританцовывали...

Епископ Филиппо Санторио из Петрополиса (Бразилия) признался, что никогда в жизни не помышлял о служении в Латинской Америке, но о. Джусcани сказал: "Тебе надо бы там поработать", – и он поехал. Сейчас общины "CeL" есть во всех крупных городах Бразилии. Их члены идут в трущобы, устраивают детские сады для бедных, центры "правильного питания" для детей из малоимущих семей, сельскохозяйственные школы для фермеров.

– Митинг, – говорит он, – это опыт деятельной любви, социальной работы, инициатив в политике, в бизнесе, это художественные проекты... Главное же, чему учил Джуссани и что можно получить здесь, в Римини, – это опыт открытости миру, открытости жизни. Молодёжь, конечно, привлекает атмосфера праздника. Но не только. Они ищут и находят здесь ответы на вопросы своего сердца.

Яна, которая семь лет назад была здесь первым волонтёром из России и с тех пор приезжает каждый год, подтверждает:

– Здесь чувствуешь, что Христос может изменить твою повседневную жизнь, начинаешь осознавать ценность каждого мгновения. Здесь есть и театр, и музыка, и изобразительное искусство, и спорт – оказывается, всё, что тебе нравится в жизни, ты можешь проживать по-христиански...

О чём бы ни шёл разговор, он обязательно вернётся к о. Джусcани – основателю движения "Communione e Liberazione", вдохновителю Митинга. Его уже больше года нет в живых, но кажется, что он здесь, в гуще событий. Круг друзей и духовных детей расширился, охватив весь мир, появились "духовные внуки", его книги вызывают живой интерес, обсуждаются в так называемых "школах общины" по всему миру (одна из последних книг Джуссани, вышедшая недавно на русском языке, называется "Зачем Церковь?")... И что важно, подчёркивает о. Романо Скальфи, – дон Джуссани не создал никакого нового "учения", направления внутри христианства, он всю жизнь проповедовал живого Христа.

В движении "Communione e Liberazione" могут участвовать не только "практикующие", как сейчас говорят, католики. Среди российских волонтёров есть и православные, и те, кто ещё "не определились" – не ходят ни в православный, ни в католический храм, но при этом активно участвуют в социальных программах движения, например, постоянно занимаются с сиротами в приютах, привлекают к этой работе своих друзей.

Восточный подход к духовности

Российские гости приняли живое участие в Митинге. Священник Георгий Рябых из Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, выступая с докладом на тему "Вера и разум в жизни современного человека", говорил о "восточном подходе к духовности". При этом оказывалось, что "восточное" (например, понятие синергии – соработничества Бога и человека в деле спасения, взаимодействия Божественной благодати и человеческой свободы) зачастую не столь сильно отличается от западной традиции. Всё же, отметил о. Георгий, Восточная Церковь в большей степени ориентирует верующих на систематические духовные усилия, на "понуждение себя", не обещая "быстрого результата" в общении с Богом.

Известный журналист и телеведущий Александр Архангельский размышлял о духовной связи русской и европейской культур. Он напомнил, что в периоды кризисов "смертельно уставший" Запад традиционно обращал внимание на русскую культуру: "Запад восклицал: "Ex oriente lux" – и свет с Востока действительно сиял". Однако сейчас "не нужно больше ждать света с Востока, как нам не нужно ждать просвещения с Запада. Нам необходимо, ясно и чётко сознавая свои различия, подчас несовместимые, двигаться навстречу друг другу", объединяя "усилия взаимной веры", считает А. Архангельский.

Редактор газеты "Церковный вестник" Сергей Чапнин делился с участниками Митинга озабоченностью в связи с секуляризацией Европы: "Главным результатом модернизации вашего западного опыта является исключение сакрального из политической и общественной жизни. Конечная точка в этом процессе формирования постмодернизма – это отказ от абсолютности в восприятии истины, правды". С. Чапнин считает, что "из нашей российской перспективы очень хорошо видны эти процессы в Европе". И хотя, по его словам, "для вас решение этих проблем сейчас важнее, чем для нас", он видит "область совместного свидетельства", полагая, что сегодня Католическая и Православная Церкви – "главные союзники в деле защиты христианских ценностей". Вспоминаю и слова о. Романо Скальфи: "Никогда в истории не было столь благоприятных православно-католических отношений, как теперь. Но мы хотим сотрудничать с православными. Не просто встречаться, разговаривать, обниматься, а сотрудничать в миссии, чтобы видеть плоды".

По мнению С. Чапнина, опыт итальянского Митинга может быть полезен в России, где пока нет широкого движения мирян. "Для нас это важно", – хочется повторить вслед за коллегой. Речь не только о праздничности ежегодных встреч христиан, а прежде всего о повседневном общении в "школах общин", о многоплановой социальной работе, об ощущении открытости, свободного единения и – как ни банально звучит – искренней дружбы народов. †


Римини – Москва,
специально для "Истины и Жизни"


Юноши и девушки разных стран мечтают стать волонтёрами Митинга. Даже очередь существует.

Небольшая группа добровольных помощников – 11 человек – в течение года занимается организационными вопросами, подготовкой форума. За неделю до его открытия с этой целью приезжают ещё 800 человек, 700 из них – это студенты со всей Италии.

Другая группа волонтёров состоит из тех, кто решает поработать для Митинга во время своего отпуска. Это 3 тыс. молодых людей, среди которых 250 жителей Римини, остальные приезжают из других городов Италии, а также из Испании, Португалии, Германии, Швейцарии, Венгрии, Румынии, России, Аргентины, Бразилии, США – из тех стран, где развивается движение "Communione e Liberazione".

На вопрос, в чём секрет энтузиазма волонтёров, директор Митинга Сандро Риччи отвечает: "В их любви ко Христу и желании проявить, проверить себя в этой любви. Волонтёры готовят еду в ресторанах, убирают, сопровождают людей по городу, дежурят на дорогах и стоянках, поддерживают порядок на массовых мероприятиях, отвечают на вопросы гостей... Это испытание через повседневное служение".

 о нас
 гостевая
 архив журналов
 архив материалов
 обсуждение
 авторы

 Публикация

обсудить в форуме

распечатать

авторы:

Юлия Зайцева


 Память

Александр Юликов
Тесный круг

22 января о. Александру Меню исполнилось бы 73 года. Дух его был бодр, ясен, молод, и потому трудно представить его себе постаревшим. Разве что седины прибавилось бы. А вот каким он был в молодости, помнят теперь, наверное, немногие. О своих первых встречах с пастырем рассказывает художник, оформивший большинство книг о. Александра. 

 Свидетельство

Дмитрий Гаричев
Осколок

"Николо-Берлюковская пустынь (село Авдотьино Ногинского района Подмосковья) два года назад отметила 400-летие. Испытав за века взлёты и упадок, пустынь была прославлена многими чудотворениями от обретённого образа "Лобзание Иисуса Христа Иудою". Главным событием юбилейного года в Берлюках стало водружение креста на колокольне возрождающейся обители..." 

   о нас   контакты   стать попечителем   подписка на журнал
RELIGARE.RU
портал "РЕЛИГИЯ и СМИ" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100