Rambler's Top100

1/1999

Ты – сын мой возлюбленный

Петр Сахаров

Среди церковных праздников особой популярностью в России пользуется Крещение Господне, которое по торжественности празднования уступает место разве что одной только Пасхе. Такое положение этого праздника имеет глубокие корни в традиции древнего христианского Востока, где первоначально Крещение праздновалось одновременно с Рождеством Христовым, а когда Рождеству был уделен самостоятельный день календаря, продолжало сохранять свое первенство над ним в церковном сознании.

Возвышенная красота крещенского богослужения с его великим водосвятием, дополняемая многочисленными народными обычаями, которые обстоятельно описаны как в художественной, так и в мемуарной литературе (благодаря чему в последние годы они во многих местах возрождаются), действительно придают этому празднику особую привлекательность, обаяние которой испытывают на себе не только верующие. Неудивительно поэтому, что даже для людей глубоко воцерковленных главным в празднике Крещения Господня оказывается освящение воды. Конечно, этот древний обряд имеет очень глубокий смысл. Ведь из Евангелия мы знаем, что в момент крещения Иисуса отверзлись небеса и Дух Божий – Тот же Дух, Который "носился" над первозданными водами в первый день создания мира (Быт 1. 2), – сошел на воды Иордана, предзнаменуя начало нового творения (Лк 3. 21). И именно об этом напоминает молитва, призывающая силу Духа Святого на крещенскую воду и почти полностью совпадающая с молитвой освящения воды при совершении таинства крещения, которое и делает нас новой тварью во Христе.

Но к сожалению, за освящением воды и, тем более, за всеми окружающими его водными и ледяными забавами зачастую забывается основной смысл празднуемого евангельского события. Будучи великой тайной, этот смысл, тем не менее, предельно прост: в момент Своего крещения Иисус становится Христом – т.е. Помазанником Божиим, Мессией; Он получает от Отца помазание Духом Святым на то спасительное служение, которого столько веков ожидал ветхозаветный Израиль.

В Евангелиях говорится о том, что Иоанн Креститель проповедовал "крещение покаяния для прощения грехов" (Лк 3. 3) и крестил приходящих к нему на Иордан кающихся грешников. Но вот приходит Иисус, Который в отличие от всех остальных совершенно безгрешен. Приходит уже тогда, когда "когда крестился весь народ" (3. 21), и вместе со всеми грешниками принимает крещение покаяния, хотя ни в каком покаянии и очищении вовсе не нуждается. Однако не случайно, указывая на Него как на уже пришедшего Мессию, Иоанн говорит: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1. 29), – напоминая тем самым о пророчестве, запечатленном в Книге Исаии (гл. 53), где грядущий Мессия предстает в образе Страждущего Слуги. Иисус именно теперь начинает исполнение этой миссии смиренного Служителя, Который добровольно принимающего на Себя поношения и страдания, Который "к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем" (53. 12). Прося Иоанна о крещении, Иисус, Который безгрешен, позволяет причесть Себя к грешникам и таким образом принимает на себя все наше убожество, всю бедственность нашего падшего положения, из которого мы не способны выкарабкаться собственными силами. Именно Своим крещением Он начинает исполнение Своей миссии – принятие на Себя бремени наших грехов, которые будут искуплены Его кровью на крестном жертвеннике. Именно в момент крещения Иисуса в Нем, во Христе, начинает осуществляться новый завет (союз) Бога со спасаемым человечеством, который явственно будет заключен на Вечере накануне голгофской жертвы. Впоследствии святой апостол Иоанн сможет сказать: "Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина" (1 Ин 5. 6).

Между тем, начало завета означает, что в Своем крещении Иисус не только приобщился участи каждого из нас, людей, но и приобщил тех, кто принял Его как Христа, Своей спасительной миссии, сделав ее участниками. Такое участие открывается для каждого христианина его собственным крещением, о чем праздник Крещения Господня напоминает нам особым образом. Прозвучавшие после крещения Иисуса с неба слова Отца – "Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" (Лк 3. 22) – относятся не только к Иисусу, но и к каждому, кто сочетался с Ним в таинстве крещения. Каждому из нас, принявших крещение, Отец Небесный говорит во Христе: "Теперь ты – Мой сын. Теперь ты – Моя дочь. А значит, между собою вы теперь – настоящие братья и сестры".

Но вправе ли мы кичиться тем, что Бог Отец сделал нас Своими детьми? Едва ли следует усматривать в этом наше превосходство над другими людьми и, тем более, ставить это себе в заслугу. Вера – дар Божий. Инициатива исходила не от нас самих, а от Бога. В таинстве крещения Господь, называя каждого из нас по имени, предложил нам в дар свою искупительную любовь, на которую нам надлежит ответить всей нашей дальнейшей жизнью. Таким образом, нас, христиан, отличает от других в первую очередь то, что на нас возложена, значительно большая ответственность. Для любой нормальной семьи естественна солидарность, естественно ощущать боль каждого родного человека, проявлять о нем заботу, быть в курсе его проблем. Полнота нашего усыновления зависит от того, в какой мере мы участвуем в жизни Семьи, с какой любовью мы в ней участвуем. А высший пример такой любви – любви до конца – явил нам Сам Иисус, наш Господь и Брат.


 о нас
 гостевая
 архив журналов
 архив материалов
 обсуждение
 авторы

 Публикация

обсудить в форуме

распечатать

авторы:

Пётр Сахаров


 Память

Александр Юликов
Тесный круг

22 января о. Александру Меню исполнилось бы 73 года. Дух его был бодр, ясен, молод, и потому трудно представить его себе постаревшим. Разве что седины прибавилось бы. А вот каким он был в молодости, помнят теперь, наверное, немногие. О своих первых встречах с пастырем рассказывает художник, оформивший большинство книг о. Александра. 

 Свидетельство

Дмитрий Гаричев
Осколок

"Николо-Берлюковская пустынь (село Авдотьино Ногинского района Подмосковья) два года назад отметила 400-летие. Испытав за века взлёты и упадок, пустынь была прославлена многими чудотворениями от обретённого образа "Лобзание Иисуса Христа Иудою". Главным событием юбилейного года в Берлюках стало водружение креста на колокольне возрождающейся обители..." 

   о нас   контакты   стать попечителем   подписка на журнал
RELIGARE.RU
портал "РЕЛИГИЯ и СМИ" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100